-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ƒенис_„екалов

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.10.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 230


“олкиен и ’ристос

—уббота, 10 ћа€ 2008 г. 01:10 + в цитатник


ќ ‘јћ»Ћ»» ЂЅЁ√√»Ќ—ї




—уществует еще одна деталь, на которую стоит обратить внимание при переводе фамилии ЂЅэггинсї. ¬ Ђ’оббитеї несколько раз упоминаютс€ шелковые платки Ѕильбо. »сход€ из того, что мы знаем об его характере (и о характере хоббитов вообще), можно предполо-жить, что на платке были инициалы Ч ЂB.B.ї —ледовательно, чтобы передать эту деталь, следует перевести фамилию ЂЅэггинсї так, чтобы она начиналась с той же буквы, что и им€.

—ложно судить, насколько это важно дл€ общего замысла “олкиена.



“ќЋ »≈Ќ » »—“ќ–»я ‘ЁЌ“≈«»




Ќередко можно услышать, что романы “олкиена относ€тс€ к жанру фэнтези. Ёто не совсем верно.

“очнее будет сказать, что “олкиен создал современное фэнтези Ч заслуга тем более важна€, что к тому времени жанр фэнтези уже существовал. ќднако “олкиен не движетс€ в русле уже существовавших канонов фэнтези, а начинает создавать жанр с нул€, опира€сь на два важных столпа Ч английские легенды и английский роман.

“олкиен пишет, что историю о хоббитах он всего лишь пересказывает, опира€сь на летопись —редиземь€. ќднако чувствуетс€, что книги пропитаны духом јнглии, и особенно это становитс€ заметно, если сравнить их с романами ¬альтера —котта.



—”ƒ№Ѕј √ќ–Ћ”ћј »  ќЋ№÷ќ




»стори€ √орлума Ч важный пример того, что “олкиен достаточно далек от фэнтези, как его понимают многие в наши дни.

јнглийска€ литература во многом весьма морализаторска€.  онцовки романов ƒиккенса порой кажутс€ нам искусственными. «лодей оказываетс€ наказан лишь по прихоти судьбы, из-за совершенно случайного стечени€ обсто€тельств.

ћногим такой шаг кажетс€ вариантом deux ex machina. ќднако у авторов и читателей английского романа совершенно другой взгл€д на мир. ѕосюсторонн€€ каузальность ничто р€дом с причинностью вышней, полагают они. » кара, настигша€ злоде€, Ч не результат причудливой игры случа€, а знак предопределени€.

√орлум Ч хоббит, превратившийс€ в монстра под вли€нием  ольца. “олкиен не раз подчеркивает, что и в своей прежней жизни √орлум был недобрым, низким существом. “аким образом, его преображение Ч не внезапный поворот судьбы, а закономерный финал.

¬ наши дни фэнтези, однако, больше т€готеет к –оку, который слеп и противостоит помыслам людей. ” современного автора √орлум стал бы благородным паладином или рыцарем, который превратилс€ в чудовище. Ёто придаст бы сюжету драматизм и пафосность, но полностью перечеркнет бы идею о божественном предопределении, столь важную дл€ “олкиена.



“ќЋ »≈Ќ vs √ќ¬ј–ƒ




—равнивать двух мэтров фэнтези можно долго (а может быть, бесконечно). ќстановимс€ лишь на одном важном отличии.

√овард ставит во главу угла √еро€, “олкиен Ч ћир. √овард добавл€ет в свою вселенную раз за разом новые детали, мир —редиземь€ замкнут и самодостаточен. √овард создает мир штрихами, от рассказа к роману. ћир “олкиена укладываетс€ в одну, огромную книгу, где Ђ’оббитї Ч своего рода пролог к Ђ¬ластелину  олецї, а Ђ—ильмариллионї продолжает и расшир€ет сагу, словно три ступени восхождени€ к —редиземью.

ј где же Ѕог?

” √оварда боги встречаютс€ на каждом шагу Ч это €зыческие божества, которые от людей мало чем отличаютс€, кроме могущества и порой бессмерти€. ј у “олкиена?  ому поклон€ютс€ хоббиты, гномы, лесные эльфы? » так мы переходим к самому важному, пожа-луй вопросу...



»—“ќ–»я ’–»—“ј




33 года Ч возраст ’риста.

¬ этом возрасте, »исус прекращает земную жизнь в облике человека, и начинает жизнь новую.

33 года исполнилось ‘родо, когда он получил  ольцо ¬севласти€.

ћог ли “олкиен не заметить этого совпадени€? ¬р€д ли! ќн был убежденным католиком и хорошо знал Ѕиблию. —читаетс€, что именно “олкиен убедил  лайва Ћьюиса (Ђ’роники Ќарнииї, Ђѕисьма Ѕаламутаї) прин€ть католичество. ѕрофессор литературы, он никак не мог пропустить в своей книге такую деталь.

Ќапомним, что числа играют очень важную роль в праздновании дн€ рождени€ Ѕильбо. јвтор подчеркивает, что Ѕильбо нарочно пригласил гостей дл€ ровного счета. ЂЌам на двоих Ч сто сорок четыре, да и вас здесь столько же; один гросс, можно сказатьї. —овпадение? »ли скрытый намек “олкиена Ч обратите внимание на числа и даты?

„то же, “олкиен хочет назвать ‘родо ’ристом?

¬ажно пон€ть, сколь важно это дл€ “олкиена.

¬ наши дни, отношение к христианству иное. ’ристос превращаетс€ в персонажа книг, фильмов, мультфильмов. ¬ боевике Ђѕлохой лейтенантї ’ристос €вл€етс€ продажному полицейскому. ¬ фильме Ђƒогмаї √осподь предстает женщиной, да еще и дурковатой, Ч пока мир гибнет, она режетс€ в домино. ¬ мультсериале Ђёжный ѕаркї ’ристос живет в обычном доме, дружит с другими богами (пароди€ на супергероев из комикса) и погибает в »раке.

ƒл€ верующего человека все это, м€гко скажем, непри€тно.

“олкиен живет в совсем другом мире Ч в размеренной, в меру консервативной јнглии, в эпоху, когда о постмодерне никто еще и не слышал. ƒл€ него играть в бисер со смыслами Ѕиблии, Ч шаг недопустимый, даже богохульный.

ћог ли убежденный католик, глубоко верующий в Ѕога, мимоходом, дл€ шутки, превратить ’риста в хоббита? –азумеетс€, нет.

“огда какой смысл он вкладывал в эту параллель?

Ќа мой взгл€д, этот вопрос (хот€ и затрагивалс€ разными авторами), еще не получил €сного ответа.

–убрики:  ‘антастика
»нтересные факты из мира книг



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку